Половина москвичей не понимает, зачем нужны слушания по Генплану
23 июля начались общественные слушания по проекту Генплана Москвы до 2025 года. Это событие беспрецедентное. Еще никогда проект развития столицы с народом не обсуждался. Принимая предыдущие столичные Генпланы, власти с москвичами не советовались.
Изречение по поводу строгости российских законов, смягчаемой их неисполнением, с полным основанием, можно отнести и к Генпланам, ведь и они не могли воплотиться в жизнь во всей своей красе. Частично – да, но полностью – никогда. Поэтому вполне возможно, что и нынешний Генплан повторит судьбу своих предшественников.
А как это может быть – история умеет хорошо показывать. Например, Генплану 1935 года помешала война. Одним из главных зданий Москвы по этому проекту должен был стать небоскреб Дворец Советов, построенный на месте Храма Христа Спасителя. Но началась война, и уникальный металлический каркас непостроенного гиганта, который уже начали монтировать, был разобран – из него сделали противотанковые ежи.
А ведь и нынешний кризис остановил современные проекты, связанные с возведением небоскребов. И куда-то смыло архитекторов с мировыми именами, которые как раз и собирались «украсить» Москву (и не только Москву) удивительными зданиями. Правда, здания эти, в отличие от Дворца Советов, витали в виде идей и существовали на бумаге.
Но вернемся к общественным слушаниям по Генплану. В каждой управе до 7 августа можно было ознакомиться с проектами и оставить свои замечания. Кое-какие впечатления об этом мероприятии уже стали отчасти известны из отчетов газетных репортеров. Люди приходили на слушания, чтобы, прежде всего, услышать конкретную информацию про свой дом и район, а не про развитие столицы в целом. А с этим, как раз, было тяжело. Даже руководителю московских строителей Владимиру Ресину, посетившему вместе с народом слушания в Мещанской управе, заявили, что развитие конкретного района – не вопрос Генерального плана. Во как! Пришлось Ресину дискутировать с «гепланщиками».
В свою очередь, устроители хотели бы от людей услышать другое – их мнение о функциях зон, на которые проектировщики разделили город. Функции и у зон разные – где-то строить ничего нельзя, - будут только парки, где-то появится жилье, где-то – промышленность. Но именно эта цель пока оказалась непонятна москвичам. Нарекания вызвали также «слепые» и мелкие карты, рассчитанные на специалистов, отсутствие компьютеров, где можно было бы спокойно что-то увеличить и разглядеть, иногда нежелание специалистов-консультантов пояснять что-либо.
Однако процесс еще не закончен. 12 августа в районах города пройдут собрания, где горожане смогут озвучить свое мнение перед специалистами. Затем все замечания будут обработаны, внесены в единый документ. В сентябре возможны повторные встречи с москвичами, вернувшимися из отпусков. Потом Генплан отправится на утверждение в Мосгордуму.
Но, несмотря на довольно большое количество публикаций в прессе и видеосюжетов по телевизору, так ли много москвичей знает об общественных слушаниях, и готово принять деятельное участие в судьбе города? Мы решили узнать у народа, что же он думает по поводу этого мероприятия. И обратился к москвичам с несколькими вопросами.
Первым делом мы поинтересовались, известно ли горожанам, что в каждом районе проходят слушания по Генплану. Выяснилось, что:
70% - опрошенных ничего об этом не слышали;
30% - об этом знают.